Предисловие
Это методическое пособие предназначено для изучения СУБД (систем управления базами данных) на примере программы ACCESS, входящей в стандартный пакет Microsoft Office 97. Работа содержит краткие теоретические сведения и курс лабораторных работ, который желательно проходить наряду с лекционным преподаванием.
Основная цель автора - дать знания и укрепить навыки, достаточные для самостоятельного изучения СУБД.
Для начала работы с данным пособием необходимо знать и уметь:
- основные приемы работы с операционной системой Windows;
- текстовый редактор MS-Word (краткое знакомство);
- табличный процессор MS-Excel (краткое знакомство);
- основные приемы работы с графическими объектами Microsoft Office'97;
- уверенно использовать манипулятор "мышь";
- работу с контекстным меню.
Введение
В самом общем смысле база данных - это один или несколько файлов, содержащие связанную (по смыслу) между собой информацию. Допустим, в одном файле вы храните даты рождения ваших друзей, в другом ваши совместные фотографии. Или можно создать несколько файлов электронных таблиц, где вы будете учитывать ваши доходы и расходы за определенные периоды. Если вы организованный человек, то, используя специальную структуру каталогов и подкаталогов, вы справитесь с сотней другой файлов. Но рано, или поздно, вы столкнетесь с такой задачей, которая будет слишком велика. Что делать? Что делать если какие-то данные должны использовать несколько приложений или людей, и при этом нельзя допустить чтобы одни и те же данные корректировали одновременно? Когда вы оказываетесь перед подобными проблемами, вам нужна система управления базами данных (СУБД).
Почти все современные системы основаны на реляционной (relational) модели управления базами данных. Название "реляционная" связано с тем, что каждая запись содержит информацию, относящуюся только к одному объекту. В таких базах данные не дублируются, а связываются по определенным полям. Например, при указании товаров и их категорий нецелесообразно упоминать все сведения о поставщике, которые хранятся в отдельной таблице. Достаточно связать эти товары, с выше указанной таблицей, по номеру (коду) поставщика. Можно выделить три основные функции СУБД:
- определение данных (Data definition) - вы можете определить, какая именно информация будет храниться в вашей базе данных, задать структуру данных и их тип (например, максимальное количество цифр или символов), а также указать, как эти данные связаны между собой. В некоторых случаях вы можете также задать форматы и критерии проверки данных;
- обработка данных (Data manipulation) - данные можно обрабатывать самыми различными способами. Можно объединять данные с другой связанной с ними информацией и вычислять итоговые значения;
- управление данными (Data control) - вы можете указать, кому разрешено знакомиться с данными, корректировать их или добавлять новую информацию. Можно также определить правила коллективного пользования данными.
Курсовая работа № 1
Создание таблиц
Цель работы:
получить понятие о шаблонах в MS-ACCESS;
изучить структуру объекта MS-ACCESS "таблица";
научиться задавать полям различные типы данных.
Введение
СУБД MS-ACCESS имеет следующую структуру:
- таблицы - для постоянного хранения данных;
- запросы - для вызова данных из таблиц по определенному шаблону и их дальнейшей обработки;
- формы - для удобного ввода и просмотра данных;
- отчеты - для удобного вывода заданной информации на печать;
- макросы - для задания свойств открываемых объектов и настройки порядка их работы;
- модули - для упрощения вызова, ранее созданных функций.
Таблицы состоят из полей и записей. Полями называются столбцы, а строки - записями. Внести запись в таблицу означает заполнить данными какую-нибудь строку. Чтобы создать таблицу необходимо определить ее поля, типы данных этих полей и, иногда, некоторые дополнительные свойства этих полей. Не все данные занимают в компьютере одинаковое место. Для их компактного хранения необходимо четко определить: что это текст или число, дата или логический символ. В базах данных под каждый тип данных резервируется некоторое пространство, и если известно, наперед, что оно не будет использовано до конца, его необходимо уменьшить. Как это сделать вы увидите по ходу выполнения данной работы.
Курсовая работа № 2
Реляционные базы данных
Цель работы:
получить понятие о реляционных базах и плюсах предоставляемых ими.
Введение
В процессе ввода данных очень часто возникает необходимость защитить оператора от ошибки и разграничить доступ к важной информации. Для этого данные разных категорий разделяют по разным таблицам, кроме этого, как правило, такое разделение позволяет более компактно хранить информацию. Данные в главной таблице индексируют и, используя эти индексы, связывают с подчиненными таблицами. Базы данных с такими связями называют реляционными В данной лабораторной работе мы будем приводить, созданную ранее базу данных, к такому виду.
Курсовая работа № 3
Создание запросов на выборку
Цель работы:
Изучить структуру баз данных Запрос;
научиться пользоваться простейшими логическими операндами;
получить практику выборки заданной информации.
Введение
Таблицы только хранят данные, но необходимо иметь возможность выбрать заданные данные из нескольких таблиц. Именно для этого служат запросы на выборку.
В запросах на выборку данные могут: отбираться по многим критериям; сортироваться; с ними могут производиться вычислительные операции.
Запрос это временная таблица. Это значит, что данные в них не хранятся постоянно, а только временно вызываются из таблиц, по заранее заданному шаблону, в момент активизации запроса. Таким образом, в базе данных постоянно хранится только шаблоны вызова данных (временные таблицы удаляются после закрытия запроса), а сама информация не дублируется.
Во время создания, в запросе необходимо оставить ссылки на таблицы откуда будут вызываться данные (добавление таблиц в запрос). Если нужная таблица не добавлена, то перед открытием запроса, требуемые данные будут запрашиваться в диалоге.
Курсовая работа № 4
Создание запросов с вычисляемыми полями
Цель работы:
Практика создания баз данных;
изучение построения математического выражения в структуре запрос;
изучение групповых операций в запросах;
практика работы с контекстным меню.
Введение
Как известно, базы данных нужны не только для хранения, но и для обработки данных. Одним из способов является создания вычисляемых полей в запросах на выборку. На примере этой лабораторной работе вы увидите, что этого способа иногда бывает достаточно для создания базы данных имеющей практическое значение. Сегодня мы будем рассчитывать и заносить в базу данные по продаже товаров и прибыли маленького магазина. В данной работе опущены многие подсказки по предыдущим темам. Вам самим предстоит решать какие поля делать ключевыми и т.п...
Курсовая работа № 5
Создание и конструирование форм
Цель работы:
знакомство со структурой форма;
практика создания форм;
практика конструирования форм;
знакомство с режимом мастера.
Введение
Форма это структура базы данных, позволяющая удобно вводить и обрабатывать заданную информацию. Очень часто, для компактного хранения информации, требуется заносить в таблицу код объекта, а не его имя. Таким примеров может служить таблица Продажа товара по дате из предыдущей лабораторной работы. Заполнение таких таблиц, особенно для рядовых операторов, было бы связано с большими проблемами. К счастью, формы позволяют, выбирая из списка имена объектов, вставлять в таблицы их коды. Возможности форм необъятны для данного практикума. В нем мы познакомимся лишь с некоторыми из них. Кроме того, в этой работе мы познакомимся с некоторыми элементами визуального программирования. Когда берутся готовые элементы управления (поля, поля со списками, кнопки и т.п.) и затем им задаются определенные свойства, а также связи с данными, находящимися в таблицах и запросах. Данная тема будет продолжена и в следующих работах.
Курсовая работа № 6
Свойства форм
Цель работы:
знакомство со структурой форма;
практика создания форм;
практика конструирования форм;
знакомство с режимом мастера.
Введение
В предыдущей лабораторной работе один из контрольных вопросов звучал так: "Подумайте, какие недостатки есть у созданной вами формы?"; ответ прост:
- желая добавить новые записи, вы можете испортить предыдущие;
- порядок ввода полей записи нарушен созданием нового поля;
- шрифт мелок и невыразителен.
Как же убрать эти и подобные им недостатки?
У большинства объектов: Windows и программ этой операционной системы, есть возможность задания неких параметров (свойств). Самый простой способ для их изменения - это вызвать диалоговое окно щелчком правой клавиши мыши на заданном объекте (контекстное меню).
Курсовая работа № 7
Создание кнопочных форм
Цель работы:
получить практику по созданию таблиц;
получить представление о создании оболочек для баз данных.
Введение
После создания реальной базы данных, грамотно пользоваться ею может только создатель. Поэтому для ее эксплуатации рядовым пользователем необходимо создать оболочку управления с понятным интерфейсом (интерфейс - средства взаимодействия). Для этой цели подходят, так называемые, кнопочные формы. Идея в том, чтобы установить связь между определенным событием и щелчком мыши по графическому изображению кнопки. Однако, не все события можно вызвать с использованием кнопочных форм реализованных в СУБД ACCESS. Поэтому, для обхода этого препятствия, мы воспользуемся созданием макросов. Макрос является программой, содержащей макрокоманды т.е. вызов определенных действий с заданными параметрами. Запуск макроса можно выполнить из кнопочной формы.
Заключение
Данные лабораторные работы лишь начало. Если позволяет количество учебных часов, необходимо выполнение курсовых работ, темы и категория сложности которых зависят от профиля факультета и литературы предоставляемой конкретным учебным заведением. Фактически это учебные упражнения, рассчитанные на экскурсию с гидом по СУБД ACCESS. Для контроля за процессом обучения рекомендуется выполнение контрольных работ, составленных по типу данных заданий, но с удалением подсказок и части пунктов, облегчающих решение заданий.
|